История

STP60155

   ИСТОРИЯ   ВОСКРЕСЕНСКОГО   СОБОРА  ( кратко)

   

         Впервые Воскресенский кафедральный собор упоминается в летописях 1382года. В 1512-1520 гг. вместо деревяного построен каменный храм. В 1711 г. собор сильно пострадал от пожара, и затем перестраивался несколько раз. Заново собор был отстроен в 1796-1804 гг., отделочные работы полностью завершены в 1817г. На средства купца Н. В. Терликова в 1855-1867 гг. были построены теплая половина храма и 76-метровая колокольня. В 1838г. купцом А. И. Ждановым пожертвован колокол весом 625 пудов (около 10 тонн). Размеры собора: длина — 63м, ширина – 26м. Вмещал 7 тыс. человек, т.е. все население Кашина того времени. В 1872г. на колокольне установлены куранты, приобретенные Н. В. Терликовым на Лейпцигской ярмарке.            В 1934 г. соборные колокола были сняты, а через два года разрушены иконостасы холодной и теплой частей собора, сняты кресты с холодного собора, разрушено внутреннее убранство. С 1940 г. собор использовался как складское помещение.       

         В соборе до 24 января 1930 г. находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей.   Сейчас мощи  покоятся в Вознесенском соборе и будут перенесены в Воскресенский по окончании реставрации. В просторечии до наших дней Воскресенский собор называют собором Анны Кашинской.  В 1975 г. в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении – столовая.       

            2009год.  Дом культуры переведен во вновь построенное здание, а храм передан Тверской митрополии. В 2012 году в собор назначен священник, зарегистрирован приход, начались восстановительные работы. В Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора) сделан начальный ремонт, где и совершались богослужения.

        И вот в 2016 году открыт один из пяти приделов центральной части собора — придел Св. блг. Михаила Тверского.  В этой трапезной (теплой) части храма восстановлены стены и своды, сделаны теплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между теплой и холодной (пока не отреставрированной) частью собора. А также сделан иконостас.

           Храм открыт ежедневно с 9.00. до 17.00. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам. Открыт вход на колокольню, откуда виден весь Кашин.   

         Обращаем Ваше внимание на то, что главная центральная часть Воскресенского кафедрального собора  находится в полуразрушенном состоянии и требует немалых средств для ее восстановления. Поэтому особая благодарность всем, кто своими усилиями и пожертвованиями помогает возрождению этого поистине величайшего собора и церковно-приходской жизни в нем!

 

 

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

           9544f8ab294d Каждый, кто подъезжает к Кашину еще издали видит величественную колокольню Воскресенского кафедрального собора. Столетия кашинский Воскресенский собор является православным символом города, где с 1817 по 1930 год покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.

       Впервые храм Воскресения в Кашине упоминается в летописи под 1382 г.: в нем был погребен Кашинский князь Василий Михайлович П. В начале XVI века, когда Кашин вошел в состав удельного Дмитровского княжества, вместо деревянного Воскресенского храма был воздвигнут новый, из кирпича местного производства.

      В переписной книге Гуляева за 1709 год сказано: «Соборная церковь Воскресения Христова каменная, на кладовых палатах, с папертями земли, с одним входом. Колокольня деревянная восьмигранная, на ней семь колоколов, на той же колокольне часы».

         К концу XVIII века собор, пострадавший от пожаров, стал разрушаться и решено было отстроить его заново. На стене вновь отстроенного здания имелась надпись, что он «застроен с 1796г. в царствование Императрицы Екатерины II, на сумму, Высочайше пожалованную Императрицей в количестве семи тысяч рублей, по благословению преосвященного Иринея, епископа Тверского и Кашинского при протоиерее Дмитрии Федорове Верещагине».

Отделочные работы продолжались до 1827 года. В «Тетради… для разных записок, которые должны быть для ведома впредь и для справок Кашинского купецкого сына Алексея Черенина» читаем: «1810 года в месяце соборвышкотурен снаружи, также и раскрашен красками. И рамы вставлены 1810 года месяца декабря 20 дня. Поставлено яблоко большое на собор. Второе поставлено декабря 22 дня. Третье поставлено декабря 23 дня сего же числа и 2 креста поставлены на меньшие яблока. Декабря 24 дня поставлен большой крест. Четвертое яблоко поставлено с крестом декабря 28 дня. Сделаны сии яблоки и золочены мастером московским Иваном Прохоровым».

         29 ноября 1812 года, когда французы заняли Москву, Дмитров и были совсем недалеко от Кашина, в Воскресенском соборе служили литургию у чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. «После сего Божию Матерь проводили за город с крестным ходом со звоном по всему граду и собрания людей было очень много дворянства и разного звания».

            В 1817 году, когда был освящен новый собор, кашинцы обратились к тверскому епископу с просьбой о перенесении мощей Анны Кашинской из Успенского собора обратно в Воскресенский: «Храм сей … есть сердечное жертвоприношение усердствующих Царю Вселенной и Его угоднице благоверной княгине Анне, в г.Кашине почивающей». Авторы прошения ссылались на факт избавления родного города от французов, которые в 1812 году были в 100 верстах от Кашина: «по упованию на молитвы и предстательство угодницы Божией Анны … в то время были крестохождения двенадцать раз, в коих обносим был образ бл. кн. Анны». Мощи благоверной княгини Анны были перенесены в Воскресенскийсобор, и он стал для жителей не только «Дом Божий», но и место пребывание святой заступницы. Это настолько вошло жизнь, что говорили: «иду ко всенощной к благоверной», «будем венчаться у благоверной». В просторечии Воскресенскийсобор и до сих пор именуется «собором Анны Кашинской».

          Для выполнения общественных обязанностей при Воскресенском соборе городское общество каждые три года избирало соборного старосту, его 1339475270aabпомощника, смотрителя и надзирателя. Отцы города стремились устроить храмсамым лучшим образом. В 1814 году городской голова И.Г.Жданов и смотритель собора Д.Воробьев заплатили 6000 рублей московскому купцу Г.Дмитриеву за установку трех иконостасов в соборе. Рамы на иконах (их было больше 20) за счет Жданова позолотили червонным золотом — это обошлось более чем в 4000 рублей.

В 1852 году кашинцы снова обратились в Тверь к архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу: «Граждане города Кашина, ревнуя о благолепии храмов Божиих, сердечно желают устроить на свой кошт при Кашинском Воскресенском соборе, который холодный, теплую каменную двухпридельную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного князя Михаила Тверского, а также каменную колокольню при оном же Соборе, с устроением во 2-ом этаже колокольни придела во имя Святителя и Чудотворца Николая, по плану, составленному г. архитектором Фольратом».

        Через год в Указе из Тверской консистории Кашинскому духовному правлению было сообщено, что «5 ноября 1852г. передан на рассмотрение в Главное Управление путей Сообщения и Публичных зданий представленный проект на постройку колокольни и двух приделов при Воскресенском соборе в г.Кашине … проект этот рассмотрен и на приведение оного в исполнение примерно требуется до 100 тысяч рублей серебром… департамент проектов и смет… просит уведомить, имеется ли в виду помянутая сумма и из каких источников». Консистория распорядилась «о спросе всех тех граждан, начиная с первого до последнего, кои изъявили свое согласие на построение колокольни с приделами».

         Кашинское городское общество «по добровольному усмотрению» провело подписку на пожертвования для строительства каменной колокольни при соборе. Братья Иван и Николай Терликовы внесли самую значительную сумму — 100 тысяч рублей, Федор Струнников, Михаил Зызыкин и Николай Стрелков пожертвовали по тысяче, Николай Аршинов — 300 рублей, Алексей Ветошников с братьями — 100 рублей. В основном вносились пожертвования от 100 до 10 рублей. Были и такие, кто пожертвовал всего несколько рублей: например, мещанин Федор Сысоев внес рубль серебром. Встречаются в списке и пожертвования от неизвестных лиц, а всего в нем упомянуто около 100 человек. Другой документ свидетельствует, что в 1853-58гг. «поступило к собору кирпича от Ахапкина и Ярославцева 1504984». На протяжении столетий кашинцы сделали немало вкладов и пожертвований «поминовения ради прародителей наших и своего ради здравия и душевного спасения». Так, в 1852 г. соборный староста Я.О.Кункин пожертвовал на престольную одежду весом 4 пуда 32 фунта и стоимостью 5500 рублей серебром. В соборной ризнице хранились ценные серебряные сосуды, заказанные русским правительством для посольской церкви в Париже. По случаю Крымской войны эти сосуды разрешено было продать, и они были куплены для Воскресенского собора А.П.Ждановым с братьями.

          1341936471334 На окладе одного из Евангелий вырезана надпись: «в Кашинский Воскресенскийсобор от купца Михаила Ивановича Жданова за упокой рабов Божиих: Иоанна, Параскевы, Иоанна, Илии, Анфии, Александры и Варвары. В стране инородной в отеческом храме отечебским словом миром молились мы о свышнем мире и спасении душ наших, о мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех. Господи, прими сию жертву памяти и благодарения. 1851-1853г.». Купцы Ждановы пожертвовали в храм колокол весом 625 пудов.

         Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин, монументальность и высокие художественные достоинства которого породили легенду о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. Чрезвычайно высоко оценил его иконы И.Э.Грабарь в 1919 году: по первоначальным впечатлениям он приписал их Андрею Рублеву. Более поздние исследователи определили принадлежность этого памятника к местным художественным традициям — «тверским письмам» XV века. Ансамбль создан в золотую пору тверской культуры. Иконостас был выполнен для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте в 1630-х годах частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители перенесен в 1767 году в Воскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны.94baefb

         В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина — около семи тысяч человек.

          Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, — свв. Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной.

КАШИН       

  IMG_6921Кашин — один из древнейших городов Тверской земли. Город расположен на берегах реки Кашинки (левый приток Волги), на юго-востоке области, в 150 км от Твери, в 180 км от Москвы, недалеко от границы с Ярославской областью.       Кашин — единственный в Тверской области город-курорт. Санаторий возле источников лечебной и столовой минеральной воды, находящихся прямо в городе, был открыт еще в конце XIX века. В городе действуют заводы по розливу минеральной воды.    

    Кашин называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя по городу, образует точный силуэт сердца.   

История города Кашина.image0033    

     Точная дата основания города неизвестна. Первое упоминание о городе относится к 1238 году: в Никоновской летописи Кашин упомянут в числе разорённых монголами городов. На основании более достоверных источников основание города принято относить к 1287 году. Кашин входил в состав Тверского княжества и считался в нём одним из важнейших городов. В XIV веке город был втянут в распри между тверским и московским княжеством, пытаясь в то же время получить независимость. В 1375 и 1399 гг. эти попытки увенчивались успехом, однако оба раза через несколько лет город вновь отходил Твери.    

     Несмотря на зависимость от Твери, в городе чеканили собственную монету (пул), вели летописную работу. Город постепенно превращался в крупный торговый центр, кашинские купцы вели торговлю с ближними и дальними землями. Развивалось ремесло, особенно производство красок-белил. Они же легли и в основу первоначального герба города: в верхней его части была изображена тверская корона, а в нижней три ступки белил.         Важность города подчёркивает тот факт, что православный епископ Твери исторически носит (кроме 1934—1941: Тверской и Смоленский и 1941—1956: Тверской и Великолукский) титул «архиепископ Тверской и Кашинский».        В 1485 году вместе со всем Тверским княжеством Кашин был присоединён к Москве, что вызвало временное угасание Кашина, как торгово-промышленного центра. В XVII веке городу довелось пережить ряд бедствий, в IMG_6912Смутное время он был разрушен поляками, в 1654 году на город обрушилась эпидемия чумы, в 1676 году Кашин сгорел почти дотла. Впрочем город быстро восстановил свой потенциал. Наряду с производством лучших в России красок город славился кузнецами, гончарами и иконописцами, а также ярмарками. Очень способствовало развитию города основание Петербурга, ввод в строй Вышневолоцкой водной системы и общее развитие северных земель при Петре I. Кашинские купцы распространили своё влияние и на новую столицу. Многие из них получили подряды на обеспечение петровской армии оружием и провиантом. Растущая зажиточность купцов и ремесленников отражалась и на внешнем виде города. К концу XVIII века в городе было уже множество каменных домов и церквей.            В 1775 году Кашин получает статус уездного города, в связи с учреждением Кашинского уезда.            Во время Отечественной войны 1812 года купцы полностью обеспечили народное ополчение города вооружением и продовольствием. В это же время в Кашине и округе начинает бурно развиваться льноводство, принесшее городу новые прибыли.          В 1867 году завершено строительство  Воскресенского собора. На деньги купца Терликова к нему была пристроена величественная колокольня, которая и до сих пор является самой большой в епархии. Купец Чеченин основал в Кашине публичную библиотеку, купцы Манухины — первую больницу, купец Кункин — краеведческий музей. В 1898 году была открыта железная дорога, соединившая Кашин со столицей — Санкт-Петербургом.          В это же время были построены каменные торговые ряды (до сих пор выполняющие свою функцию) и основан курорт. Кашинские купцы также были известны по стране своей набожностью и охотно жертвовали деньги на строительство церквей. К началу XX века в Кашине насчитывалось 25 церквей (3 из которых были кладбищенские) и 3 монастыря.         

                      Достопримечательности Кашина.       0_1fa16_7502e972_L

 Центральный собор города — Воскресенский с высокой 76 метровой колокольней, украшенной часами (1867 г.). Курорт Кашин с живописной долиной притока Кашинки речушки Маслятки, красивый бювет. Всего в санатории восемь источников самой разнообразной минеральной воды. Для всех желающих открыт бювет с тремя видами воды (12,14 и 21 источники).           Вознесенский собор — недавно отреставрирован, в 1993 г. туда перенесены мощи св. Анны Кашинской.                                Знаменитые люди             В Кашине родились фотограф В. А. Колотильщиков, работы которого были отмечены серебряной медалью на Всемирной фотографической выставке в Москве (1907) и грамотой на Всемирной фотографической выставке в Париже (1911)

cropped-cropped-Н-051пп.jpg

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *